Название: Осенняя соната
Название зарубежное: H?stsonaten
Год: 1978
Страна: Швеция, Франция, Германия (ФРГ), Великобритания
Жанр: драма, музыка
Рекомендовано: зрителям, достигшим 16 лет
Продолжительность: 99 мин.
Премьера: 8 октября 1978
Возраст: 16+
Рейтинг Кино Поиска : 7.974
Рейтинг IMDB : 8.30
Режиссер: Ингмар Бергман
В ролях: Ингрид Бергман, Лив Ульман, Лена Нюман, Хальвар Бьерк, Марианне Аминофф, Арне Банг-Хансен, Гуннар Бьёрнстранд, Эрланд Юзефсон, Георг Леккеберг, Мими Поллак
Роли дублировали: Серафима Холина, Ирина Губанова, Владимир Прокофьев
Эва, жена деревенского пастора, приглашает к себе в гости свою мать, Шарлотту, с которой не встречалась уже семь лет. Её мать - всемирно известная пианистка, женщина талантливая, эгоистичная, стареющая, похоронившая нескольких мужей. Эва не столь талантлива, как мать, хотя тоже неплохо играет на фортепиано, написала две книги; но главное её призвание - быть хозяйкой дома, женой, матерью и любящей сестрой. При этом всё в её жизни складывается несчастливо: мужа она очень уважает, но не любит по-настоящему, их сын утонул в четырёхлетнем возрасте, да и мать никогда не любила её. Эва забирает из больницы свою больную сестру Хелену, страдающую параличом, речь которой понимает лишь она одна....
Рецензии: Жизнь полна боли------
Шарлота известная пианистка, достигшая в музыке виртуозности, но так и не сумевшая подчинить себе зыбкую материю семейного счастья. После смерти сожителя, она принимает приглашение одной из дочерей Евы проведать ее с мужем в их скромном, уютном на первый взгляд маленьком мирке. Сначала, кажется, что произошло слияние разлученными на долгие годы случайными обстоятельствами, горячо любящих друг друга матери и дочери. Внимательные жести, нежные слова, крепкие объятия - идеальный сценарий воссоединения двух близких людей, и только отдельно реплики зарождают в сердце тревогу и ожидание беды. Но вот наедине все маски сорваны и не малейшей иллюзии не дано затеряться среди монологов, которые выдают обоюдную неприязнь, выискивание недостатков, стремление переиграть в замысловатой партии соперника, просчитать его слова, желания, поступки. Младшая, тяжелобольная дочь Шарлоты Хелена также оказалась частью жизни Евы, которую та взяла под полную свою и мужа опеку. Этот факт становится неприятной неожиданностью для матери, которая, несмотря на ярые переубеждения в первую очередь себя, очевидно, чувствует вину если не в прогрессировании болезни, то, по крайней мере, в отказе необходимого присутствия и поддержки для дочери.
По жизни Шарлота всегда пыталась держатся, что называется, бодрячком. Не смотря на сильные боли в спине и проблемы со сном, она всецело отдавалась музыки, и казалась вполне довольна положением вещей. Дочерей и мужа она никогда особо не баловала вниманием, и оставила однажды супруга ради другого мужчины, особых угрызений по этому поводу не испытывая. Под занавес жизни, у нее кроме музыки, денег, которые ей не истратить и импресарио, полностью равнодушным к ее излияниям души - ничего не осталось, перед ней все отчетливей вырисовывается образ одиночества, и едва ли он будет Шарлоте по душе.
Ева пережила в своей жизни немало грустных сцен: неразделенное обожание к матери, переросшее со временем в ненависть, аборт и разрыв помолвки, потеря маленького сына, как результат не возможность любить и внутренняя настойчивая мольба об избавлении души от тела и земных мучительных забот. В момент откровения она объясняет матери, что никогда не чувствовала себя счастливой рядом с ней, ощущала свою некрасивость, глупость, недостойность. Особенно эмоционально она описывает ад, в котором жила, когда Шарлотта, на недолгий срок, осознав свои ошибки, решила искупить все повышенным вниманием к дочери.
Как знаком мне мотив наверстывания упущенного времени родителями, которое они не посвятили воспитанию своих чад. На тебя обрушивается стена заботы, строгости, благих намерений и далеко идущих планов, под напором которой просто невозможно дышать, как будто к груди постоянно привязан гранитный камень. От этого тяжело на душе, ежесекундно хочется плакать и непреодолимое желание бежать, пока ноги не откажутся ходить.
Какая палитра эмоций, как четко до малейших деталей продуманы образы и их чувства, удивительно. Постоянное ожидание взрыва обоюдной ненависти и упреков, но драматическая сцена превосходит все самые смелые ожидания. Жизненность, следы красного вина на губах, искаженное гримасой боли лица, булькающие звуки всхлипывания, все то, чем часто пренебрегают современные актеры из тщеславного желания быть всегда красивыми на экране. В горле стает ком от созерцания на годы постаревшей после разговора Шарлотты и пучины отчаяния, а иногда отвращения в глазах Евы. Диалог-избавление от накопившихся в чулане памяти воспоминаний можно перепечатать целиком и по отдельным фрагментам изучать проблемы взаимоотношения в семьях и причины покалеченных жизней. Думаю, многие услышат свои мысли и драму жизни из уст персонажей.
Любите друг друга, прощайте, пытайтесь понять слабости, объясняйтесь, говорите, не замыкайте горечи и обиду на долгие годы в себе, ищите в окружающих свет, тянитесь к нему, живите, а не существуйте......
Знаете ли вы что.... Прототипом образа Шарлотты Андергаст стала одна из жен Ингмара Бергмана - пианистка Кэби Ларетеи.------
Фильм был снят в Норвегии, так как в то время у Бергмана были проблемы с налоговыми органами Швеции.