Название: Орфей
Название зарубежное: Orphee
Год: 1950
Страна: Франция
Жанр: фэнтези, драма, мелодрама
Рекомендовано: зрителям, достигшим 16 лет
Фильм/Сериал: movie
Номер сезона 2 плеера: n
Продолжительность: 112 мин.
Премьера: 1 марта 1950
Возраст: 16+
Озвучка 1 плеера: Полное дублирование (Киностудия им. Горького)
Озвучка 2 плеера: n
Рейтинг Кино Поиска : 8.082
Рейтинг IMDB : 7.9
Зрители : Франция - 1.1 млн, Великобритания - 11.5 тыс, Чехия - 808
Режиссер: Жан Кокто
В ролях: Жан Маре, Франсуа Перье, Мария Казарес, Мари Деа, Анри Кремьё, Жюльет Греко, Роже Блен, Эдуард Дермит, Андре Карнеж, Рене Ворм
Роли дублировали: Сергей Малишевский, Алексей Иващенко, Лариса Данилина, Ольга Гобзева, Олег Голубицкий
Знаменитый поэт Орфей пресыщен жизнью и славой. Все меняет встреча с Принцессой Ада. Она и сама влюбляется в Орфея, а ее слуга Артебиз – в его жену Эвридику.
Странный любовный четырехугольник обречен. Движимая запретной для нее любовью, Принцесса забирает Эвридику в царство Тьмы, а Орфей с Артебизом пускаются в погоню …...
Рецензии: «Открываю мир. Меняю кожу. Преследую неведомое»------
«Поэзия - карточный фокус, который проделывает душа. Она - в нарушении равновесия, в божественных каламбурах. Поэты не рисуют - они как бы развязывают вязь своего почерка и вновь завязывают его другим способом» (Жан Кокто).Находящийся на стыке двух измерений дар поэта подобен Орфею, при помощи магии слов околдовавшего и подчинившего себе не только этот мир, но и потусторонний. Порой поэт сам не знает - почему он пишет стихи, как именно это происходит. Быть может, некий ангел - «ангел льда и мяты, снега, огня и эфира», лучшая часть души поэта, невидимая сверхличность - живет и творит в нем? У ангела французского поэта, художника, драматурга, актера и режиссера Жана Кокто, подарившего миру чарующей красоты фантастическую кинопритчу «Орфей», было необыкновенное имя - Эртебиз.Режиссер рассказывал своему другу актеру Жану Маре, что обнаружил однажды это имя на медной дощечке в лифте, когда заходил в гости к Пикассо. Имя «Эртебиз» не давало поэту покоя ни днем, ни ночью. Оно стало наваждением - мучительным, нестерпимым. Ощущение присутствия внутри него воображаемого существа становилось невыносимым, Кокто потерял сон и аппетит. За неделю это существо разрослось, обретя самостоятельную личность почти дьявольской силы - оно заставило поэта писать стихи против его воли. Необходимо было наконец дать ему выход. «На седьмой день в семь часов вечера ангел Эртебиз стал поэмой и освободил меня. Я все еще нетвердо держался на ногах и смотрел на форму, которую он принял. Он был далеким, гордым, абсолютно безразличным ко всему окружающему. Монстр эготизма, невидимая глыба». На следующий день Кокто был приглашен на обед к Пикассо. Войдя в лифт и взглянув на медную табличку, он с изумлением прочитал на ней: «Отис Пифр». Эртебиз исчез…Порожденный грезой поэта ангел Эртебиз нашел свое воплощение в пьесе Кокто «Орфей», которая изначально носила другое название и задумывалась как история Богоматери и Иосифа. По замыслу Кокто, ангел Эртебиз был помощником плотника Иосифа - стекольщиком, одетым в голубой комбинезон с крыльями из оконного стекла. Но сюжет пьесы постепенно стал настолько запутанным, что Кокто, в конце концов предпочел изменить его на сюрреалистичную интерпретацию древнегреческого мифа о поэте Орфее, в котором «необъяснимое рождение стихов заменило бы рождение Святого Дитя». Прошедший через горнило режиссерского воображения, Эртебиз перестал быть ангелом и превратился в загадочного молодого человека в фильме 1950 года «Орфей». Античный миф о певце Орфее, который отправился за своей погибшей женой в царство мертвых, был перенесен режиссером во Францию в середину двадцатого века. Орфей, с легкой руки Кокто, стал знаменитым парижским поэтом, которого, несмотря на угрозу трибунала загробного мира, полюбила сама Смерть - прекрасная и таинственная аристократка, разъезжающая по городу в роллс-ройсе и забирающая жизни смертных. В прелестную жену Орфея Эвридику и было предопределено влюбиться помощнику и шоферу принцессы Ада - Эртебизу.Ангел-стекольщик с крыльями-рамкой из оконного стекла все таки встретится зрителю фильма «Орфей» в загадочном Зазеркалье - зоне, открывающей портал в загробный мир. Вся сцена фильма, снятая в развалинах Сен-Сирского офицерского училища - запредельна и предельно символична. Перекресток параллельных миров: руины разбомбленного училища, в котором возможно до сих пор бродят призраки убитых войной людей - и кинематографическая зона смерти, изнанка бытия, в которой не действуют привычные земные законы пространства и времени. Орфей - модернизированный герой античного мифа и одновременно проекция самого Кокто. Эртебиз - материализовавшаяся сущность, лучшая часть души поэта, ведущая его в ад, чтобы спасти Эвридику от власти музы Кокто - принцессы Смерти. И наконец, проходящий насквозь этого инфернального потока ангел со стеклянными крыльями - тот самый, что привиделся поэту в лифте дома Пикассо. Запечатленная кинопленкой греза! Авторская фантазия, волшебная сказка, рассказанная языком кинопоэзии. Непостижимым образом режиссер-поэт соединил воедино измерения трех миров - реального, астрального и воображаемого. Проникая в сенсорные зоны кинематографа, соткал материю нового мифа – невесомую и плотную одновременно.Будучи при жизни не только Орфеем, но и Эртебизом - лучезарным ангелом-хранителем для всех друзей и знакомых, Кокто до конца своих дней сохранил улыбку «обнаженного денди», испытывающего тягу ко всему эзотерическому и душу ребенка, способного изумляться и открывать красоту и тайну обоих миров. Сама Смерть (подобно героине Марии Казарес в его фильме) не смогла противостоять обаянию Кокто. Она ответила взаимностью своему Орфею, считавшего ее «своей музой и возлюбленной», подарив ему долгую озаряющую жизнь поэтического гения, а чуть позже сделав ангелом-проводником по порталам вдохновения для многочисленных подражателей и последователей его творческого наследия....
Знаете ли вы что.... Большинство сцен загробного мира снято в развалинах военной академии.------
Открывающие титры нарисовал сам Кокто.