Название: Горе от ума
Год: 1952
Страна: СССР
Жанр: комедия
Рекомендовано: для любой зрительской аудитории
Продолжительность: 154 мин.
Премьера: 2 августа 1952
Рейтинг Кино Поиска : 7.707
Рейтинг IMDB : 7.50
Режиссер: Сергей Алексеев, Виталий Войтецкий
В ролях: Константин Зубов, Ирина Ликсо, Ольга Хорькова, Михаил Садовский, Михаил Царев, Татьяна Еремеева, Николай Рыжов, Петр Старковский, Евдокия Турчанинова, Варвара Рыжова
В дом московского барина Фамусова приезжает Чацкий, возвратившийся из дальних странствий. Он спешит увидеть Софью, дочь Фамусова, которую любит с давних пор. Но Софья холодно встречает пылкие излияния Чацкого. Ее сентиментальную натуру, взлелеянную французскими романами, оскорбляют проникнутые горечью и негодованием речи Чацкого. Он обличает взяточничество, низкопоклонство, невежество и холуйство. Фамусов, Скалозуб, Молчалин, Загорецкий, Репетилов и другие мстят Чацкому, объявив его безумным. В довершение всего Чацкий узнает, что Софья отдала свое сердце ничтожному Молчалину....
Рецензии: Отчего-то П. М. Садовский, режиссёр спектакля, решил состарить действующих лиц лет на десять-пятнадцать, что, на мой взгляд, выступило большим минусом. Догадайся кто экранизировать пьесу в начале сороковых - не было бы этого тягостного несоответствия.
Софья в исполнении Ирины Ликсо оказалась женщиной на исходе молодости, ее увядающая красота плохо сочеталась с образом Софьи, хотя игра ее, по моему скромному мнению, есть идеал и эталон. Современный российский кинематограф, скудный на актрис женского пола, во сне видит таланты такого масштаба.
Полагаю, Ирина Ликсо привнесла в Софью немало своего. Холодное достоинство, немного самовлюбленности, чуть жизненного опыта - все это читалось на ее лице. Хорошо это или плохо в художественном смысле, для самой идеи пьесы - вопрос спорный. Не тот ли настоящий актер, кто умеет полностью, без остатка вжиться в роль, отбросив все свои личные качества? Считаю, что в данном случае это лишь обогатило образ Софьи, сделало его более глубоким и притягивало взгляд зрителя.
Ольга Хорькова в роли Лизы имеет, на мой взгляд, проблемы. К большему, чем нужно, возрасту, прибавляется некоторая истеричность - возможно, то были попытки изобразить молодость или факт принадлежности к низшему сословию.
По-настоящему меня порадовал Фамусов (Константин Зубов). Милый, хотя в то же время будто бы чуточку сварливый. Уютный, добротный, если так можно выразиться. Живет воспоминаниями и своим семейным гнездом, тихо и мирно готовится отправиться на покой, не желает и думать о переменах. Зачем, если все хорошо и так? Зубов показал нам образец исполнения роли мещанина.
Чацкий (М. Царев) видится мне слишком прямым и твердым, стати в нем если не на статского советника, то как минимум на коллежского асессора. Вместо резкой, бушующей молодости мы видим средних лет правдоруба в духе героев Горького. Создавалось впечатление, что герой уже немало повидал в жизни, даже, я бы сказал, ей изрядно потрепан, и теперь с полным на то моральным правом и жесткостью несет истину заблудшим. Не хватило обаятельной наглости молодого бездельника.
Скалозуба я почему-то представлял лет шестидесяти. Но в общем это и не важно - с несложной задачей сыграть туповатого солдафона А. Рыжанов справился отлично. Включил свой раскатистый бас, выпрямил офицерски спину, имел короткие и резкие, будто команды, реплики; даже мимика его была чисто солдатская - прямые и четкие движения рта, лихо-недоуменный взгляд. Как и случае с Фамусовым, это, на мой взгляд, эталон, вершина исполнения определенного яркого образа.
Я считаю, спектакль передал дух и задумку пьесы. Столкновение жизненных систем и одновременно легкая ирония над ситуацией и типажами, разве что Чацкий вместо легкой усмешки вызывал у меня отрицательные эмоции....