Название: На краю рая
Название зарубежное: Auf der anderen Seite
Год: 2007
Страна: Германия, Турция, Италия
Жанр: драма
Рекомендовано: зрителям, достигшим 16 лет
Продолжительность: 122 мин.
Премьера: 23 мая 2007
Возраст: 16+
Рейтинг Кино Поиска : 7.520
Рейтинг IMDB : 7.80
Зрители : Германия - 500.6 тыс., Франция - 417.9 тыс., Турция - 288 тыс.
Режиссер: Фатих Акин
В ролях: Баки Даврак, Нургюль Ешилчай, Тунджел Куртиз, Нюрсель Кёсе, Патриция Циолковска, Ханна Шигулла, Идил Юнер, Эркан Джан, Тургай Танюлкю, Эльсим Эроглу
Германия и Турция. Рассказ о судьбах шести человек, находящихся в поисках прощения и примирения. Пенсионер и вдовец Али спасается от одиночества в гамбургских борделях, пока именно там он не встречает Йетар. За те же деньги, что она зарабатывает в борделе, он приглашает её жить с ним. Неджат, образованный сын Али, преподающий германистику в гамбургском университете очень удивлён странным выбором своего упрямого отца. Только когда он узнаёт, что Йетар посылает большую часть денег своей дочери Айтан в Стамбул, чтобы профинансировать её учёбу, он начинает уважать её. Когда Йетар трагически погибает, Неджат отправляется на поиски Айтан. Но будучи политической активисткой, та уже давно сбежала из Турции и нашла приют у Лотты и её матери Сюзанны в Германии... Понадобится не одно путешествие, чтобы герои нашли друг друга... хоть и неожиданным образом....
Рецензии: Диалог континентов------
Снять трилогию о любви, смерти и зле - такую цель, когда ему еще не было и 30, поставил себе режиссер Фатих Акин, немец турецкого происхождения. «Для того, чтобы окончательно стать взрослым, я должен снять три фильма», - говорил тогда Акин.
Это своеобразное продолжение первого фильма - «Головой о стену», который вышел в 2004 году и завоевал «Золотого медведя» на Берлинале. Он повествовал о любви двух одиноких людей: 40-летнего опустившегося после смерти жены мужчины и 20-летней турчанки с суицидными наклонностями. Фильм о любви, приносящей только проблемы. Такие, что от этой безысходности хочется биться головой о стену. Лента «На краю рая», получившая каннскую премию за сценарий, немного другая. «Она о смерти, но в том смысле, что каждая смерть - это рождение. Потому что и смерть, и рождение открывают двери в другие измерения», - говорит Акин.
«На краю рая» разбит на три истории. Прием, впрочем, далеко не нов. Популярным его сделал еще Квентин Тарантино в «Криминальном чтиве», а довел до совершенства мексиканец Алехандро Гонсалес Иньяритту в «Сука-любовь» и «Вавилоне».
Тем не менее Акин внес в него собственную изящность. Все три линии в фильме сделаны мастерски.
Фильм о судьбах шести людей, которые, так или иначе, связаны друг с другом. Вдовец Али Аксу, спасаясь от одиночества, приглашает проститутку Этер пожить у него. Его сын Неджат, профессор германистики, не одобряет поступок упрямого отца. Но когда узнает, что заработанные деньги она отсылает единственной дочери в Стамбул, чтобы та могла учиться, то начинает ее уважать. Неджат едет в Турцию в надежде отыскать дочь Этер - Айтен. Он не знает, что экстремистка Айтен, спасаясь от политического преследования, перебралась в Германию. Одна и без денег она знакомится с немецкой студенткой Лоттой, которая проникается симпатией к молодой радикалке и предлагает ей пожить у нее. Благородный жест вызывает неприятие у консервативной матери Лотты - Сузанны, считающей, что все проблемы Турции закончатся после вступления в Евросоюз. В итоге Айтен сажают в тюрьму. Импульсивная Лотте, бросая все, стремится помочь несчастной девушке.
Как и в первой его работе, отовсюду сквозит безысходность. Мать не понимает дочь, сын не понимает отца. Но эволюция героев уже есть - на поверку оказывается, что из любой ситуации можно найти выход, даже если между людьми стоят границы непонимания - как между разными культурами, так и членами одной семьи. Несмотря на оптимистическое начало этих киноисторий, продолжение окажется трагическим, о чем режиссер безапелляционно заявляет зрителю. Фатальное ожидание чего-то нелепого и страшного напоминает «Декалог» знаменитого Кшиштофа Кесьлевского. Непросто припомнить другой фильм, который был бы насыщен столькими мыслями. За два часа экранного времени Фатиху Акину удалось задать множество вопросов, обозначив их легкими контрапунктами, и дать зрителю самостоятельно поразмышлять над ними. Семья, эмиграция и возвращение домой, искусство, антиглобализм и политическая оппозиция - вот темы нового фильма немецкого режиссера. Взяв за основу любую из них, он выстраивает вокруг нее весь сюжет, при этом логичность и целостность не страдают. В хитром переплетении судеб и человеческих историй, на первый взгляд случайных совпадений и знакомств, географических расположений кроется изящество архитектуры фильма. Сюжетные линии сходятся в Стамбуле, самом главном городе для режиссера турецкого происхождения. В оригинале фильм называется «На другой стороне». И эта мысль проходит через весь фильм. У всего в мире есть другая или оборотная сторона. На краю оказываются персонажи этой драмы. На другой стороне национальных и религиозных разногласий, политики и в конечном итоге себя. Несмотря на драматичность истории, режиссер фильма «На краю рая» не отбирает у героев надежды на прощение и объединение, не обращая внимания на национальные признаки и политические разногласия. Но дороже в фильме Акина то, что даже смерть не бывает безнадежной. В нем есть боль и отчаяние, однако есть и человеческое тепло, и чуткость, и какая-то своя высшая справедливость....