Название: Одиссея Жака Кусто: Мир тишины
Название зарубежное: Le monde du silence
Год: 1956
Страна: Франция, Италия
Жанр: документальный
Рекомендовано: для любой зрительской аудитории
Фильм/Сериал: movie
Продолжительность: 86 мин.
Премьера: 26 мая 1956
Озвучка 1 плеера: Профессиональный (одноголосый закадровый) (Selena International)
Рейтинг Кино Поиска : 7.886
Рейтинг IMDB : 7.10
Режиссер: Жак-Ив Кусто, Луи Маль
В ролях: Фредерик Дюма, Альберт Фалько, Жак-Ив Кусто, Франсуа Саут, Андре Бурн-Шатель, Марсель Коломб, Симона Кусто, Жан Делма, Жак Эрто, Норберт Голдблех
На борту научно-исследовательского судна «Калипсо» капитан Кусто и его команда бороздят бескрайние водные просторы Индийского океана, путешествуют по Средиземному и Красному морям, снимая на пленку многочисленных и разнообразных обитателей морских глубин. Создатели акваланга - уникального оборудования для подводных погружений - исследуют затонувшие корабли и рассказывают об удивительных открытиях в таинственном мире безмолвия......
Рецензии: Честное кино начала эры открытия подводного мира------
У этого замечательного фильма, которому пошёл уже седьмой десяток лет, есть, на мой взгляд, две важные составляющие. И первая из них сейчас нас может даже шокировать. Это то, что в фильме показана без цензуры реальная работа людей с диким миром животных, и то, что в середине прошлого века отношение к животным было немного иным. И самое забавное, что за нашу такую реакцию возмущения на некоторые сцены из фильма мы должны благодарить, в том числе и... Кусто!
В современных документальных фильмах о диких животных остаются за кадром «неоднозначные сцены», как, например, охота на животных с целью их исследования. Зритель думает, что учёные изучают животных только с помощью наблюдения, а сами даже никогда и пальцем их не трогают.
Этот старый фильм позволяет более реально взглянуть на этот процесс. Но, увы, для современного человека теряется изрядная доля контекста, который был ясен для зрителя полувековой давности.
Например, в фильме есть эпизод, когда команда Кусто высаживается на остров, на котором пасутся гигантские черепахи. Моряки весело садятся верхом на этих огромных существ, пытаются прокатиться, а затем завтракают, используя черепах, как стулья. В наш 21 век это выглядит жестоко, варварством. Но нужно понимать, что для 1956 года именно такое отношение к черепахам - было картиной гуманизма, доверия, дружбы. Ведь ещё совсем незадолго до того было обычным делом, когда трюмы кораблей наполняли сотнями живых морских черепах, чтобы в пути всегда была свежая живая «черепашина» на обед. Уважительное уважение в комичном варианте «прокати-ка меня!» - это уже совсем другое. А для нас, в наше время, уже и это выглядит издевательством, мучением животных.
Или ещё в фильме есть трагичная история, когда «Калипсо» плывёт неподалёку от стаи кашалотов, и в один неудачный момент небольшого кашалота затягивает под винты корабля. Бедняга обречён, он болтыхается в алом облаке крови. Моряки ловят его, привязывая канатами, и стреляют из ружья в голову, чтобы прекратить мучения бедного животного. Всё это показано подробно и крупными планами, так что впечатлительным лучше осторожно подойти к вопросу просмотра фильма.
Далее в том эпизоде непонятно, что делать с кашалотом, потому что вряд ли его можно легко поднять на борт: сам корабль не сильно больше самого животного. Тем временем на облака крови слетаются акулы и начинают поедать кашалота. Моряками овладевает безумие, и они начинают баграми отлавливать акул.
Современного зрителя такие сцены вполне могут шокировать. Кровь, гарпуны, акулы, бессмысленные убийства. Но давайте вспомним, что команда ныряльщиков Кусто - одни из первопроходцев мира подводных исследований с аквалангами. В те времена для них акула - это злейший враг, вызывающий намного больше страха, чем у обычного моряка. Даже привычная для нашего времени специальная клетка, которую команда Кусто использует в фильме для ныряния возле акул - она как раз именно той командой и была изобретена; это были первые шаги наладить контакт с акулами под водой. Увы, через полвека этот контекст ускользает от зрителя.
Поэтому, сделав скидку на более простое отношение к животным в те далёкие времена, мы можем увидеть, как начиналось исследование подводного мира. А на самих себе, на своём отношении - понять, к чему привело развитие этих исследований. Большинство шокируют такие сцены? Наверное, да. И спасибо команде Кусто, их многочисленным экспедициям, фильмам, что они открывали подводный мир для всего человечества и меняли к нему отношение с безразлично-потребительского, на внимательный и заботливый. Да, пусть ещё в самом начале подводной одиссеи команда Кусто могла пожестить на камеру, но мы должны оценить, как за последующие десятилетия менялось отношение к животным, в том числе стараниями Кусто.
И вторая составляющая фильма - это само появление подводного мира на киноплёнке. Очень интересно было смотреть фильм и представлять, как его видели зрители пятидесятых годов. Ведь, фактически, они впервые видели так подробно и в цвете потрясающий подводный мир. Коралловые рифы, затонувшие корабли, стаи акул, общение с подводными обитателями. Наверняка в те времена это произвело сильнейшее впечатление на зрителей.
Сейчас это выглядит немного забавно, как аквалангист показывает на камеру, как он может маневрировать среди подводных скал, заплывать в пещеру, кормить рыбок заранее приготовленным кормом в мешочке и т. п. В наше время почти любой может поехать в любую точку света и погрузиться на коралловый риф. Или просто в любой момент включить посмотреть современные подводные съёмки в супер-качестве, включая 3D. Никого особо-то сейчас этим и не удивить. А вот для зрителей 1956 года фильм Кусто был, наверняка, настоящим открытием. И смотреть этот фильм, помня об этом, очень интересно.
Добавлю ещё, что данная картина не является экранизацией одноимённой книги Кусто «В мире безмолвия» ('В мире тишины»), хотя в ней и есть некоторые моменты и ситуации, упоминаемые в книге....
Знаете ли вы что.... Фильм снимался 2 года.------
Фильм оставался единственным документальным фильмом, выигравшим «Золотую пальмовую ветвь» до победы фильма «Фаренгейт 9/11» в 2004 году.