Название: Нож гильотины
Название зарубежное: Le couperet
Год: 2004
Страна: Бельгия, Франция, Испания
Жанр: триллер, драма, комедия, криминал
Фильм/Сериал: movie
Продолжительность: 117 мин.
Премьера: 2 марта 2005
Озвучка 1 плеера: Профессиональный (многоголосый закадровый) (Первый канал | ОРТ)
Рейтинг Кино Поиска : 7.102
Рейтинг IMDB : 7.40
Зрители : Франция - 583.4 тыс, Италия - 54.4 тыс, Бельгия - 32.1 тыс
Режиссер: Коста-Гаврас
В ролях: Хосе Гарсия, Карин Вьяр, Жорди Монфиль, Криста Тере, Ульрих Тукур, Оливье Гурме, Ивон Бак, Тьерри Ансисс, Ольга Грумберг, Иоланда Моро
Высококлассный химик Брюно, специализирующийся на производстве бумаги из вторсырья, теряет работу в связи с поглощением-сокращением-экономией. Поскольку специализация узкая, да и увольнения кругом, кандидатов с блестящими резюме на вакантные должности хватает. Просидев на каникулах критический отрезок времени, наш герой достает из подвала фамильный эсэсовский люгер и начинает конкурентную борьбу....
Рецензии: Нищета хуже воровства?------
Отметим сразу: уж что-что, но это не комедия, за два часа не засмеялся ни разу. Скорее, фильм способен создавать гнетущее впечатление. Легкость, с которой герой Х. Гарсии идет на крайние (казалось бы) меры, есть свойство капиталистической парадигмы социального хищничества: есть ресурс, есть конкурент, конкурента надо загрызть, чтобы выжить самому и своей семье. Вообще тип общества в фильме постоянно подчеркивается: оригинальными рекламными плакатами, классовым расслоением, фантазиями представителей среднего класса, перипетиями рынка труда и т. д.
Впечатляет, конечно, как передано состояние Брюно после совершенных им преступлений: очень реалистичный тремор, неудержимая потребность двигаться - словно какими-то телесными движениями можно заретушировать содеянное, затмить его. Никакой «достоевщиной», то бишь сложными рефлексивными играми post factum, впрочем, и не пахнет. Этот «белый воротничок», доведенный безработицей и страхом дна долговой ямы, не способен представить иной выход из ситуации - быть человеком, к чему его прямо или косвенно призывают весь фильм.
Под маской дружелюбного и вежливого человека, случайно оказавшегося крайним, скрывается манипулятор, ксенофоб, ханжа и мещанин - чуть ли не типичный буржуа, каким его любили изображать в СССР. А потому и никакого раскаяния, признания вины и т. п. вы не увидите. Мне также неясна роль некоторых «облагораживающих» героя сцен типа спасения сына или попытки разрешить конфликт с женой в кабинете психотерапевта: в свете совершаемых Брюно действий сцены эти служат лишь как иллюстрация к той самой социальной маске, к тому, чем герой хочет казаться обществу - и чем решительно не является....