Название: Микрокосмос
Название зарубежное: Microcosmos: Le peuple de l'herbe
Год: 1996
Страна: Франция, Швейцария, Италия
Жанр: документальный
Рекомендовано: для любой зрительской аудитории
Продолжительность: 80 мин.
Премьера: 6 сентября 1996
Рейтинг Кино Поиска : 8.085
Рейтинг IMDB : 7.90
Зрители : Франция - 3.51 млн, Швейцария - 375.6 тыс., Польша - 359.9 тыс.
Режиссер: Клод Нуридзани, Мари Перену
В ролях: Жак Перрен, Кристин Скотт Томас
Полтора часа, проведенные на неизвестной планете, где все расстояния измеряются миллиметрами. Ее обитатели: фантастические создания, насекомые, улитки и прочие обитатели травы и воды. Ее пейзажи: непроходимые дебри травяных кущ, капли росы, огромные, как воздушные шары.
Зритель открывает для себя прекрасный, сияющий всеми красками радуги параллельный мир, где работают иные физические законы. Мир, залитый ирреальным светом, полный неведомых звуков. Страна, где животные умеют ходить по воде или разгуливать вниз головой.
Фазан, разгуливающий по муравьиной тропе производит на вас не меньшее впечатление, чем Годзилла из знаменитого триллера, а обычная летняя гроза заставляет вспомнить о воздушной атаке сотни тяжелых бомбардировщиков. Постоянные переходы из одного мира в другой дают ошеломленным зрителям почувствовать относительность наших представлений о пространстве.
Зритель ощущает себя крохотным десантником, заброшенным в самый эпицентр действия. Он слышит грохот муравьиных войн и рев пчелиных крыльев у себя за спиной....
Рецензии: Относительность наших представлений о пространстве------
Потрясающая документальная полуторачасовая кинолента о микрокосмосе - том миниатюрном неизведанном мире, к которому привыкли относится с неприязнью. Множество перебирающихся лапок и ножек, сотни мельчайших усиков и крылышек, настораживающий гудящий, жужжащий и звенящий звук... При большом воображении - человеческий мир, спроецированный в миниатюру.
Композиционно кинолента кольцевая, то есть представляет собой динамичное рассмотрение жизни микрокосмоса от раннего утра к поздней ночи, от зарождения к гибели, от эроса к танатосу - и вновь по кругу. Все эти действия сопровождаются подходящей классической музыкой с долей таинственности и мистики, которая была успешно подобрана к каждому из эпизодов: она позволила усилить кульминационные моменты и распространить вокруг зрителя нужную атмосферу.
При просмотре закрадывалась мысль, что несмотря на истинную документальность представленного фильма, в нём много символизма и именно эмоциональной направленности. Это позволяет предположить, что для кого-то наш человеческий мир - тоже микрокосмос, ведь живём мы по единым физическим законам, и раз некоторые формы людской жизни нашли своё отражение в мире миниатюрном, так почему же и наш макромир не может являться неким отражением более сложно систематизированного, высокоразвитого и глубоко наполненного пространства? Почему мы останавливаем эволюционное развитие на себе?
Техническая оснащённость операторов, умелое использование композиции кадра, яркая и сочная цветопередача позволили перенести теоретические знания из курса биологии в динамическую образность на экран. Планетарные масштабы, принятые микрокосмосом в данной киноленте, превращают летний нескончаемый проливной дождь в воздушную атаку сотни тяжелых бомбардировщиков, от которой не скрыться ни одному из жителей «маленького» мира, а среднего по размерам фазана - в гигантское чудовище, разрушающего муравьиные тропы и поедающего невинных «божьих тварей».
Структурированный показ обыденной жизни микросозданий в переплетении, во взаимном проникновении друг в друга представляется не только как биологическая цепочка питания или краткий экскурс о малых формах жизни на планете, но как собственная цивилизация, члены которой взаимодействует не только друг с другом в рамках своего вида и другими разнообразными представителями, но и с окружающей их природой и её погодными условиями; кинолента представляется лирическим повествованием о жизни в уменьшенном формате.
Столько восхищения от некоторых эпизодов! Чувственное соитие улиток под классическую оркестровую музыку, упорный сизифов труд жука-скарабея, наткнувшегося на препятствия (яркое и наглядное подтверждение народной мудрости), трудолюбивая и слаженная коллективная работа муравьёв, рыцарские сражения жуков-оленей (они даже поклонились друг другу перед началом!). Зрителю представляется уникальная возможность провести неисчислимые параллели микромира, находящегося под нашими ногами, с жизнью более сложно систематизированной - человеческой. Наглядно, познавательно, интересно.
Мы переносимся в другое планетарное измерение, на которое редко обращаем особое внимание, в другое пространство. Мы чувствуем новый мир, мы пытаемся понять его взаимодействие и проникнуть в суть его жизни. И в этом помогают нам Клод Нуридзани и Мари Перену своим проникновенным взглядом на этот удивительный и вовсе не пугающий мир под ногами. Прекрасная работа....
Знаете ли вы что.... Съёмки фильма заняли 3 года.