Название: Конформист
Название зарубежное: Il conformista
Год: 1970
Страна: Италия, Франция, Германия (ФРГ)
Жанр: драма
Рекомендовано: зрителям, достигшим 18 лет
Фильм/Сериал: movie
Продолжительность: 111 мин.
Премьера: 1 июля 1970
Возраст: 18+
Озвучка 1 плеера: Многоголосый закадровый
Рейтинг Кино Поиска : 7.957
Рейтинг IMDB : 8.00
Режиссер: Бернардо Бертолуччи
В ролях: Жан-Луи Трентиньян, Стефания Сандрелли, Гастоне Москин, Энцо Тарашо, Фоско Джакетти, Хосе Квальо, Ивонн Сансон, Милли, Антонио Маэстри, Алессандро Абер
Законопослушным человеком хочет быть каждый, но если государство, в котором ты живешь, является преступным, то поневоле оборачивается преступлением и твое послушание. Такова цена конформизма, которую вынужден заплатить доктор Марчелло Клеричи, получающий от фашистских властей приказ отправиться во Францию с тем, чтобы организовать и осуществить ликвидацию итальянского профессора-антифашиста.
Выполняя задание, Марчелло понимает поразительное сходство государственного насилия с сексуальным, жертвой которого он пал в детстве....
Рецензии: «Смертоубийство и тоска»------
Картина Бернардо Бертолуччи произведет на любителей интеллектуального кино большое впечатление. Глубокая идея, стильная авторская съемка, атмосферность, убедительный актерский состав и построение сюжета - вот всё то, что делает фильм отличным. Он построен на воспоминаниях главного героя, не основанных на хронологии событий. Поэтому кино заставляет постоянно думать, ловить суть и анализировать происходящее.
Марчелло Клеричи всегда знал, что чем-то не похож на других. Во времена идеологий, охвативших Италию, особенно тяжело было ощущать в себе странные наклонности, поэтому герой вступает в партию фашистов. Не потому что поддерживает идеи, а потому что стремится слиться с серой массой. Отчаянно пытаясь казаться рядовым членом общества, Марчелло и подписывается под фашистский режим, и женится на восторженной простушке Джулии, которая «хороша в постели и на кухне», но не более. Получив задание убить эмигрировавшего во Францию профессора-антифашиста, герой отправляется якобы в свадебное путешествие.
Мы узнаем историю героя. В детстве он стал жертвой сексуального насилия со стороны мужчины. И у Клеричи к этому двоякое отношение. В поезде он имеет близость с Джулией, воспроизводя все то, что делал с ней до этого её престарелый дядя. А после, во Франции, совсем не интересуется ей. Странность сексуальных предпочтений Марчелло прописана как бы между строк - ничего конкретно так и не было объяснено. Но именно эта странность и толкает персонажа на мысль о том, что он «ненормален». И выяснять это он не собирается. Всегда легче не вступать в отношения со своим внутренним «я», а поступать как все.
Ближе к середине картины, когда супружеская пара уже во Франции, когда они знакомятся с профессором, когда Марчелло начинает испытывать чувства к жене профессора Анне, - тогда уже понятно, что за герой перед нами. Приспособленец, мерзавец и трус. Человек, не обретший за всю жизнь моральных ценностей. Вся его жизнь - это молчание и пассивность. Кульминация пустоты личности Марчелло происходит в сцене, развернувшейся на дороге. Критики потом назовут это так: «Марчелло безучастно наблюдает за предсмертными минутами Анны подобно тому, как итальянцы отстранённо наблюдали за торжеством фашизма в их стране».
Политическая подоплека фильма вполне понятна. Слепой друг Клеричи по имени Итоло - вот он, символ миллионов людей, бездумно поддавшихся на обаяние личности Гитлера. Итоло - это практически вся Италия, воспевающая Муссолини. А Марчелло - символ Италии, еще сегодня уповающей на диктатора, а уже завтра свергнувшей своего идола. Сцена в церкви - плевок в адрес религии. Священник, которого интересуют подробности интимной жизни главного героя, отпускающий грехи человеку, который говорит «кровь надо смывать кровью» - еще одно доказательство нестабильности общества того времени.
Интересны и детали, раскрывающие персонажей Джулии и Анны. Джулия - податливая пустышка, даже не шокированная своим первым сексуальным опытом со своим дядей. Насилие не повлияло на нее так, как на Марчелло. Анна - выражение бисексуальности. То, как она одевается и ведет себя, как пытается соблазнить Джулию, всецело говорит об этом.
И вот, уже к концу картины, одновременно с падением Муссолини происходит и перелом в личности главного героя. Какой - не буду раскрывать, но по последним кадрам можно осознать, что именно настигло Марчелло. Восхищает образность этой истории - одновременно рассматриваются и характеристики личности, и настроения миллионов людей, и сама суть политического режима.
Я могла где-то неправильно интерпретировать или не понять мысли режиссера. Это очень сложная картина, которую, наверное, нельзя осознать однобоко. «Конформист» заслуживает своей популярности, лестных отзывов критиков и всеобщего восхищения. Потому что это поистине стильное кино, потрясающе отснятое - только вспомните углы, под которым преподносились сцены, и огромные помещения в моментах, когда Марчелло приходит навестить отца и является на встречу с министром.
И я бы говорила еще долго, но надо заканчивать рецензию. И хоть фильм слишком сложен для восприятия молодого зрителя, но в этом его главная прелесть - призываю всех смотреть и шевелить мозгами.
«Лет 10 назад мой отец был в Мюнхене. Он говорил мне, что часто после театра он отправлялся с друзьями в пивную. Там торчал один шут. Ненормальный, всё говорил о политике. Его стали замечать, покупали ему пиво, поощряли. А он вскакивал на стол и произносил неистовые речи. Это был Гитлер»...
Знаете ли вы что.... Фильм снят по мотивам романа Альберто Моравиа «Конформист» (Il conformista, 1947).