Название: Кливлендские пленницы
Название зарубежное: Cleveland Abduction
Год: 2015
Страна: США
Жанр: драма, криминал, биография
Рекомендовано: зрителям, достигшим 16 лет
Фильм/Сериал: movie
Продолжительность: 88 мин.
Премьера: 2 мая 2015
Возраст: 16+
Озвучка 1 плеера: Профессиональный (многоголосый закадровый) (iTunes)
Озвучка 2 плеера: iTunes
Рейтинг Кино Поиска : 6.584
Рейтинг IMDB : 6.7
Режиссер: Алекс Калимниос
В ролях: Тэрин Мэннинг, Рэймонд Крус, Кэти Сариф, Саманта Дроук, Пэм Гриер, Джо Мортон, Джейн Моудер, Grace Ransom, Кристина Копф, Тэмми Цай
Мать-одиночку, ставшую первой жертвой похитителя Ариеля Кастро, удерживают силой в его доме в течение 11 лет. Там она становится подругой и сестрой двум другим женщинам, похищенным Кастро....
Рецензии: Одиннадцать лет сложа лапки------
Разумеется, когда смотришь фильмы, снятые по реальным событиям, примеряешь к себе поведение героев и задаешься вопросом: 'А что бы сделала я, окажись, тьфу-тьфу, в подобной ситуации?'. И понимаешь, что все, что угодно, но только не то, чем занимались пленницы. Весь фильм меня не покидало ощущение, что главная героиня, прошу уж прощения, не далекого ума мадам. О да, она пережила драму! Трагедию! А что она сама сделала для того, чтобы оттуда выбраться? Занялась спортом и тягала телевизор в три подхода по тридцать, чтобы дать отпор пузатому мужику средних лет с одышкой? Спрятала под рубашкой вилку и воткнула ее в глаз Кастро? Да я почти в голос орала 'да врежь ты ему этой несчастной лопатой по лицу вместо разговоров о боге!'. И, ради всего святого, неужели три взрослых тетки не могут дать мужику по, кхм, междуножью, которым он регулярно их осчастливливает, забрать пистолет и уйти? Неужели у всех троих настолько сильно развился стокгольмский синдром, что отбил желание жить нормально? Я понимаю, если бы это была надуманная история, тогда можно было бы смело сказать 'кг/ам' и выключить. Но тут-то заявлено 'на реальных событиях', и до конца ждешь, что люди будут вести себя как нормальные адекватные люди, ан нет. Фильм действительно тяжелый, неприятный, хочется сходить и помыться после него. Когда Мишель в самом начале легла тряпочкой и абстрагировалась, сочувствие мое к ней закончилось, а в дальнейшем вообще переросло в раздражение нелогичностью поступков, какой-то незамотивированностью в дальнейшем освобождении 'я знала, что меня никто не ждет' (а как же сын, спрашивала я ее? Ты оставила его весьма сознательным, он тебя помнит и любит) и тут же мысленные разговоры с этим самым сыном, после которых уж совсем для меня странным был отказ от идеи встретиться с ним. И, обдумав все, я остановилась на двух вариантах, возможность которых я допускаю. 1) Режиссер показал нам далеко не все, например, на окнах, вместо фанерки на гвоздях были сварные решетки с пропущенным током. Или у входной двери был портал, закольцованный на комнату, так что когда они пытались сбежать, то по нуль-каналу снова возвращались в комнату (как вариант - злобная крокозябра, сторожащая вход), потому что, извините, но 'папа запретил' - не аргумент, когда хочется домой, а путь к свободе загораживают двери, одна из которых из дсп, а вторая - из оргстекла. 2) Второй вариант, прискорбный и притягивающий лучи поноса, но все же высказанный. Одна, а потом и три взрослые женщины, вместо сплочения и стратегических хотя бы попыток организовать побег танцуют, играют в дочки-матери и надеются, что когда-нибудь их какая-нибудь полиция найдет и вытащит. Несерьезно в общем, себя ведут.Поэтому я абсолютно не понимаю, как оценивать этот фильм отдельно от НЕсопереживания героям - вроде фильм неплох, но нет атмосферы безысходности, а есть ощущение постоянно упускаемых возможностей. Еда есть такая, порошковая. Питательная и вроде со вкусом, но хорошую лазанью или стейк не заменит. Вот и фильм для меня оказался такой же биомассой со вкусом драмы. Хотя наверное найдутся и любители, и сопереживатели....
Знаете ли вы что.... Вначале настоящая Мишель Найт отказывалась знакомиться с Рэймондом Крусом. Она видела его со стороны и сочла очень похожим на Ариэля Кастро, преступника, державшего её взаперти. Впоследствии, однако, Найт превзошла свой страх. Найт и Крус даже подружились.------
За основу фильма взяты мемуары Мишель Найт.