Название: Высокие каблуки
Название зарубежное: Tacones lejanos
Год: 1991
Страна: Испания, Франция
Жанр: драма, мелодрама, комедия
Рекомендовано: зрителям, достигшим 18 лет
Продолжительность: 112 мин.
Премьера: 23 октября 1991
Возраст: 18+
Рейтинг Кино Поиска : 7.249
Рейтинг IMDB : 7.10
Зрители : Испания - 2.07 млн, Франция - 1.5 млн
Режиссер: Педро Альмодовар
В ролях: Виктория Абриль, Мариса Паредес, Мигель Бозе, Анна Лисаран, Майрата О'Висиедо, Кристина Маркос, Федор Аткин, Педро Диес дель Корраль, Бибиана Фернандес, Начо Мартинес
Мать и дочь оказываются замешанными в таинственном убийстве. Его расследование проливает свет на их запутанные отношения как между собой, так и с окружающими людьми....
Рецензии: Много уже что написано про «Высокие каблуки» сеньора Педро, поэтому не буду повторяться. Хочу лишь поделиться своим наблюдением за использованием цвета в фильмие. Главные цвета - белый и красный. Белый цвет жертвы. Красный - цвет победителя. В первой сцене фильмиа мы знакомимся с главное героиней - Ребеккой (она кстати предстает перед нами в белом костюме). Из ее воспоминаний мы видим, что она брошенный ребенок, не нужная своей матери обуза. Мать же, наоборот, предстает в красном, буквально до кончиков ногтей. С течением фильма происходят и метаморфозы с нашими главными героинями и они меняются местами. Дочь становится победительницей, она выходит из-под подозрения в убийстве своего мужа, выходит из тюрьмы. А мать, наоборот, на смертном одре берет вину за убийство своего зятя (своего бывшего любовника кстати) на себя. И заметьте, лежит она на белых простынях и в белом, а дочь в кричаще красном костюме. Вообще цвет в этом фильме - это предмет для исследования. На мой взгляд красное и белое - это то, что первое бросается в глаза, но там же есть и синий! Синий - это цвет стен в доме матери. Это холодный цвет. Такой же как и мать. Холодная и самолюбивая женщина, хотя в глубине души чувственная и страдающая.
Женщины Альмадовара всегда странные и он их представляет зрителю слегка сумасшедшими, но на мой взгляд то лишь придает его фильмам некую избенку, иначе было бы как у всех.
Вообще все фильмы Альмадовара представляют из себя некий клубок, сначала не понятно ничего, но по хожу фильма, этот клубок начинает распутываться. И наблюдать за этим процессом всегда очень интересно и увлекательно....