Название: В темноте
Название зарубежное: In Darkness
Год: 2011
Страна: Польша, Германия, Канада
Жанр: драма, военный
Рекомендовано: зрителям, достигшим 18 лет
Продолжительность: 145 мин.
Премьера: 2 сентября 2011
Возраст: 18+
Рейтинг Кино Поиска : 7.052
Рейтинг IMDB : 7.30
Зрители : Польша - 1.2 млн, США - 128.2 тыс., Италия - 59.8 тыс.
Режиссер: Агнешка Холланд
В ролях: Роберт Венцкевич, Бенно Фюрман, Агнешка Гроховска, Мария Шрадер, Херберт Кнауп, Марчин Босак, Юлия Киёвская, Ежи Валцак, Оливер Станчак, Милла Банкович
Главный герой фильма - Леопольд Соха, рабочий городского коллектора, а по совместительству мелкий вор. Когда фашисты занимают Львов, он случайно сталкивается с группой евреев, пытающихся спастись от отправки в гетто. За денежное вознаграждение он прячет беглецов в лабиринте подземных коммуникаций города. То, что начинается как циничная деловая договоренность, постепенно перерастает в нечто гораздо большее. За это время, когда на протяжении 14 месяцев женщины, мужчины и дети испытывают судьбу, обманывая верную смерть, сердце Леопольда проникается чувством сострадания к этим несчастным людям....
Рецензии: В то время как многие из завсегдатаев кино находятся в трепетном отношении к таким шедеврам, как «Список Шиндлера» и «Пианист», есть редкая категория военных драм, которые хоть и не стают вровень с известными историями, но определенно достойны внимания. «В темноте» тому яркий пример - драма о Холокосте еврейского населения в оккупированном немцами Львове, которая так и останется неизвестной абсолютному большинству зрителей. Снятый за скромные средства, для номинанта «Оскар», фильм на польском, немецком и украинском языках производит неожиданно сильное впечатление и его можно назвать образцовой трагедией.
Как известно, истории военных драм не сходятся лишь на штурме окопов и военных трибуналах. Вооруженные кампании, литературный романтизм которых рассеивается пи ближайшем рассмотрении, перемалывают судьбы драматического числа гражданского населения и Вторая Мировая стала апогеем этой догмы. В данном случаем мы говорим о двойном, конечно условном, «сужении» тематики - до темы Холокоста в Европе и до гетто для евреев в оккупированных городах. Львовское гетто, после Варшавы и Лодзи, было самым населенным, но не получило такого освещения в кино и литературе и фильм Агнешки Холланд - своеобразная дань всем мужчинам, женщинам, детям и старикам, лишившимся тогда жизни и близких.
Все-таки наибольшее количество ассоциаций у вас возникнет с «Пианистом» Полянски. Фильм выдержан в таких же блеклых коричневых тонах, отлично поставлен и передает историю большой войны через судьбы простых людей. Здесь не показан фронт, но эмоционально переданы сцены фактической ликвидации гетто зимой 1943 года, что по-своему напоминает все тот же «Список Шиндлера». Большая часть фильма, продолжительностью два с половиной часа, пройдет в тесных спертых канализационных коллекторах тогдашнего Лемберга (Львов). Место, в которой, пожалуй, наименьшим образом хотели бы оказаться большинство зрителей. Нужно отдать должное актерам и съемочной группе, которые провели несколько месяцев в столь неуютных локациях и декорациях. Увиденное вызывает чувство клаустрофобии, что помогает должным образом вникнуть в рассказанную историю о реальных людях, прятавшихся в подобных тоннелях.
Сюжет основан на книге Роберта Маршала с красноречивым названием «В коллекторах Львова: Героическая история о выживании в Холокосте». Главный герой Леопольд Соха является реальной исторической личностью. Фильм, располагая возрастным рейтингом R, не пытается быть историей для всех, акцентируя внимание на ужасах и радостях войны и геноциде, как явлении. Окруженные канализационными стоками, вышившие евреи находят повод благодарить судьбу за само сохранение жизни, за дорогих людей рядом. При этом в кадре есть сцены секса, насилия и смертей и «In Darkness» производит впечатление довольно зрелого самостоятельного произведения. Герои этой истории не белые и черные, как можно предположить. И это лишь с большим интересом приковывает вас к экрану. Через полчаса времени оторваться от происходящего уже трудно, а по наступлению послесловия и финальных титров, остаешься с мыслями, которые требуют времени, наедине с собой. ...