Название: Битва за планету обезьян
Название зарубежное: Battle for the Planet of the Apes
Год: 1973
Страна: США
Жанр: фантастика, боевик
Рекомендовано: зрителям, достигшим 12 лет
Фильм/Сериал: movie
Продолжительность: 93 мин.
Премьера: 15 июня 1973
Возраст: 12+
Озвучка 1 плеера: Профессиональный (многоголосый закадровый)
Рейтинг Кино Поиска : 6.017
Рейтинг IMDB : 5.50
Режиссер: Дж. Ли Томпсон
В ролях: Родди МакДауэлл, Клод Экинс, Натали Транди, Северн Дарден, Лью Эйрз, Джон Хьюстон, Пол Уильямс, Остин Стокер, Ной Кин, Ричард Истхэм
Все новые и новые опасности приносит как людям, так и обезьянам будущее. На карту поставлена сама возможность существования этих биологических видов. И уже всем становится понятно, что только совместные усилия и выход на новый уровень взаимодействия дадут шанс планете в надвигающейся череде катастроф......
Рецензии: Начало и конец, глава и хвост, всё слито воедино------
Адаптировать книгу Пьера Буля оказалось значительно проще, чем самому придумать достойные продолжения. Ни одна картины франшизы не смогла переплюнуть первую часть в любом аспекте. Упрощался сюжет, всё более картонными выглядели персонажи, ни на йоту не менялся грим. Попытки расширить вселенную «Планеты обезьян» были неудачны. В самом деле, можно ли считать телепатов-иллюзионистов хорошим примером? А внезапное путешествие назад во времени? А крайне натянутое «объяснение» падения людей и возвышения обезьян?
Но вот выходит пятый фильм, с многообещающим названием «Битва за планету обезьян». Пятый и последний во франшизе.
И последний фильм, к сожалению, не избавлен от недостатков, прослеживающихся в предыдущих картинах, более того, он их усугубляет.
После событий четвёртой части - «Завоевание планеты обезьян» - люди зачем-то устроили Третью Мировую и благополучно самоубились. Почему? Ну, это же люди, взяли и самоистребились. Но, спрашивается, зачем огород городили с путешествием во времени, вирусом, Цезарем? Раз уж начали объяснять, как Земля стала планетой обезьян - так идите до конца! А тут один из важных моментов просто происходит. Потому, что потому.
Но дальше - больше. В условиях постапокалипсиса обезьяны потихоньку строят своё новое общество, причём им в этом помогают уцелевшие люди. Допустим. Но всё равно остаётся вопрос: а как люди тогда деградировали? Что было тому виной? Но ответов мы не услышим. Начинали объяснять, да только сами запутались и сдались.
Ну, а в развалинах Нью-Йорка обитают предки телепатов-иллюзионистов из второй части. Да, круг замыкается, происхождение чудиков проясняется, уже хоть что-то. Не могу сказать, что удовлетворён ответом, но на фоне всех прочих «объяснений» уже что-то. Правда, во второй части «Под планетой обезьян» происхождение так и так угадывалось, но... Эти чудики всё равно остаются неуместными.
Сюжет стал неимоверно простым и служит для сведения к невпечатляющей бюджетной финальной свалке. Невпечатляющей даже по тогдашним меркам.
Совсем плохи дела с главным злодеем - генералом Альдо. Он злой просто потому, что злой, да ещё и горилла. Кто его генералом сделал на свою голову-то?..
В предыдущих частях злодеи, хоть и упрощались с каждым разом, всё же сохраняли весомую мотивацию. Зайус опасался, что обезьяны повторят людской путь. Дети Атома, порождение радиации, боялись обезьян и прятались от них, а Тейлор потерял действительно всё. Люди боялись восстания обезьян и поэтому преследовали Зиру с Корнелием, а затем Цезаря. А Альдо... Просто плохой. Даже в финальном замесе он не участвует, а ведь был же шанс сделать его неоднозначным...
Всё такой же обезьяний грим, из-за которого непросто отличать обезьян друг от друга, и всё такой же неинтересный Цезарь, который хоть на словах король, но на деле нечто аморфное.
И тем не менее, идея с нарушением «Обезьяна не убьёт обезьяну» мне понравилась, как приобщение к человечеству. Зло, но отчасти справедливо. И, в принципе, неплоха концовка. В отличие от предыдущих фильмов, она не жёсткая, а даёт надежду, что может, всё образуется, что можно разорвать порочный круг ненависти, что будущее не предопределено. Быть может, цивилизации удастся удержаться от очередной мясорубки. Разве не надеемся на это мы, что войны когда-нибудь, да закончатся, хотя бы текущие? Что человечеству ещё рано выносить безжалостный приговор, что ещё есть шанс...
Отдельно отмечу постапокалиптическую картину разрушенного Нью-Йорка. В общем-то, в первой и второй частях тоже было подобное, но и здесь не оплошали.
Что в конечном счёте? Ни одно из продолжений не превзошло оригинал. Более того, они стали ему противоречить и уводить франшизу куда-то не туда. Общий лейтмотив о склонности человечества к убийствам сохранялся, но фильмы нагромоздили слишком много ерунды, а попытки что-либо объяснить, расширить, углубить порождали нелепицы, противоречия, новые вопросы.
Всё же, как по мне, оригинал полностью самодостаточен, и уж точно не нуждается именно в таких продолжениях, которые противоречили друг другу и порождали нестыковки. Тем не менее, каждый из этих фильмов по-своему любопытен, каждому есть что предложить.
Пенталогия завершилась, увы, неравномерная, не самая лучшая, с кучей проблем и косяков. Но заложенного потенциала хватило, чтобы в 2001 году вышел римейк, а в 2011 году - и вовсе перезапуск.
Но это уже другая история....
Знаете ли вы что.... В концовке оригинального сюжета Джона Уильяма Коррингтона предлагалось показать детей обеих рас (человеческой и обезьяньей), мирно играющих на детской площадке. Пол Ден настаивал на более зловещем финале, но его предложение отвергли.------
Вначале предполагалось, что на экране снова появится Гари Родс, сыгравший МакДональда в «Завоевании планеты обезьян» (Дж. Ли Томпсон, 1972), однако актёр отказался, и в сюжет вписали его брата, которого сыграл Остин Стокер.