Название: Без судьбы
Название зарубежное: Sorstalansag
Год: 2005
Страна: Венгрия, Германия, Великобритания, Израиль, Франция, США
Жанр: драма, мелодрама, военный
Продолжительность: 140 мин.
Премьера: 8 февраля 2005
Рейтинг Кино Поиска : 7.441
Рейтинг IMDB : 6.90
Зрители : Венгрия - 449.2 тыс., Италия - 44.1 тыс., Германия - 26.8 тыс.
Режиссер: Лайош Кольтаи
В ролях: Марселл Надь, Бела Дора, Балинт Пентек, Арон Димень, Петер Фанчикаи, Жольт Дер, Андраш М. Кечкеш, Дани Сабо, Тибор Мерц, Петер Вида
Пятнадцатилетний подросток из благополучной еврейской семьи оказывается в гитлеровском концлагере. Как вынести этот кошмар, как остаться человеком в аду? И самое главное - как жить потом?...
Рецензии: «Он поинтересовался, что я чувствую сейчас, вернувшись домой и увидев город, из которого пришлось уехать? «Ненависть...» - ответил я.»------
Драма на тему холокоста «Без судьбы» получила множество премий и номинаций самых престижных кинофорумов мира. Кроме того, фильм был основан на полубиографической книге Имре Кертеса - венгерского еврея, попавшего в юношестве в самые страшные концлагеря немецких нацистов, где чудом остался жить. За свои труды Имре Кертес был награждён Нобелевской премией в области литературы. Его же книга «Без судьбы» была впервые опубликована в 1975-ом году, но к нам она пришла гораздо позже - только в середине нулевых, однако уже успела найти своего читателя. Режиссёром фильма стал Лайош Кольтаи, более известный своими операторскими работами, где он был практически постоянным членом команды известного на весь мир венгерского режиссёра Иштвана Сабо, в том числе участвовал в постановке драмы «Вкус солнечного света» (1999), которая также имела связь со Второй мировой войной. Кроме того Кольтаи дважды снимал кино для Джузеппе Торнаторе: в 1998-ом «Легенду о пианисте» и в 2000-ом «Малену».
В центре сюжета история нескольких лет, проведённых за колючей проволокой среди немцев и их приспешников, среди собак и направленного оружия, среди грязи, голода, зла и ненависти Ковеша, который попал в лапы зверей в человеческом обличье в возрасте четырнадцати лет. Чтобы не быть отправленным на верную смерть Ковеш добавил себе пару лет и был оставлен в живых, хотя это трудно назвать жизнью: он всё больше и больше погружался в боль, которая буквально сочилась отовсюду, на его глазах люди умирали от голода и побоев, многие отправлялись в камеры, откуда больше никто не возвращался. За кусок чёрствого и червивого хлеба люди, больше похожие на тени, дрались, грызлись, душили друг друга. Спокойно смотреть на то, что пришлось пережить Ковешу невозможно, внутри будто что-то переворачивается, и к горлу подступает ком и ты не можешь понять, то ли тебя сейчас стошнит от чувства скорби и переживаний, от чувства праведного гнева, или же сейчас из глаз брызнут слёзы за тех невинно убиенных теми, кого некоторые сейчас пытаются обелить на страницах истории и с поддержки некоторых правительств ходят с их лозунгами и атрибутикой, гордясь этим.
Этот фильм, кстати, мог и не выйти - в один далеко непрекрасный момент съёмочная группа осталась практически без финансирования, но благо нашёлся тот меценат, который понял, что такое кино должно выйти на экраны. Не знаю сколько и какой материал уже был отснят к тому времени, но то, что наблюдаешь уже в смонтированном виде меняет тебя. Безусловно, что Лайош Кольтаи заслуживает самых высоких оценок и самых лестных похвал, но пока кроме «Без судьбы» он снял ещё только одну картину - в 2007-ом году вышла драма «Вечер» с потрясающим актёрским составом, но критики и зрители по большей части оказались неудовлетворёнными увиденным. И всё же «Без судьбы» упрямо твердит, что Кольтаи способен на многое, способен и дальше приносить пользу венгерскому, да и европейскому кинематографу в целом. Отмечу великолепную, если не сказать выдающуюся работу оператора Дьюлы Падоша (заслуживал быть хотя бы в номинации на «Золотую лягушку», где вручаются награды лучшим операторам). Как всегда величественна и превосходна музыка от Эннио Морриконе, с которым Кольтаи был знаком по совместным фильмам у режиссёра Джузеппе Торнаторе.
Главную роль в «Без судьбы» сыграл Марселл Надь (иные варианты написания его имени Марцел или Марчел). На момент съёмок ему исполнилось как раз четырнадцать лет, так что по возрастной категории он полностью соответствовал своему экранному персонажу. Но что интересно - пока у фильма был вынужденный простой Надь вытянулся и похудел, что только придало реалистичности его персонажу. Наверное, кто-то свыше так захотел и сделал так, чтобы фильм «Без судьбы» вообще был без изъянов. Следить за жизнью героя Надя в концлагерях очень тяжело и даже без особых усилий молодого актёра можно было бы получить бездонную гамму эмоций, но Надь действительно врос в свой образ и показал его так, будто это он сам был в застенках, будто это он сам голодал, будто это он сам терял человеческое лицо. Несколько других персонажей тоже безусловно заслуживают внимания, но лучше один раз увидеть, нежели тысячу раз услышать (в данном случае прочитать), поэтому лучше возьмитесь и включите себе драму «Без судьбы» и Вы тогда осознаете, что же есть великолепный венгерский кинематограф и за какое кино венграм надо гордиться. Кстати, тут в небольшой роли американца-освободителя появится Дэниел Крэйг, будущий Джеймс Бонд.
В общем, очень тяжёлое и трагическое кино, которое вызывает самые живые эмоции и оставляет неизгладимое впечатление. В этой драме на тему холокоста есть всё: умелая постановка, чудесная операторская работа и атмосферная музыка, вкупе с безупречной актёрской игрой и сценами, которые надолго, если не навсегда, остаются в памяти. Смотреть необходимо всем, в особенности тем, кто решил, что нацистские лозунги - это про него, надо бы дать хлебнуть на несколько дней той жизни, точнее тех мучений, которые испытал главный герой, у которого в свою очередь был реальный прототип - лауреат Нобелевской премии в области литературы Имре Кертес. И если Вы в восторге от «Списка Шиндлера», то обязательно смотрите «Без судьбы»!...
Знаете ли вы что.... Фильм снят по одноименному роману Нобелевского лауреата Имре Кертеса.