Название: Сцены из супружеской жизни
Название зарубежное: Scener ur ett ?ktenskap
Год: 1973
Страна: Швеция
Жанр: драма
Рекомендовано: зрителям, достигшим 16 лет
Фильм/Сериал: serial
Номер сезона 1 плеера: 1
Номер сезона 2 плеера: 1
Премьера: 11 апреля 1973
Возраст: 16+
Озвучка 1 плеера: Профессиональный (многоголосый закадровый)
Рейтинг Кино Поиска : 8.002
Рейтинг IMDB : 8.50
Режиссер: Ингмар Бергман
В ролях: Лив Ульман, Эрланд Юзефсон, Гуннель Линдблум, Биби Андерссон, Венке Фосс, Ян Мальмшё, Бертиль Норстрём, Анита Валль, Розанна Мариано, Лена Бергман
Юхан и Марианна – образцовая пара. Вот уже много лет они состоят в браке, который ничто не может омрачить — ни легкие размолвки, ни однообразие повседневной жизни. Но однажды Юхан объявляет Марианне, что уходит от нее к новой возлюбленной. Признание мужа потрясает Марианну. Она еще пытается найти компромисс, и все же ничто не в силах предотвратить катастрофу – ни позднее раскаяние, ни жажда примирения. Развод неизбежен, как неизбежна новая история сближения истерзанных сердец....
Рецензии: Бергман не отступает от излюбленной тематики - перипетии семейных взаимоотношений - на протяжении всей своей карьеры, однако же «Сцены из супружеской жизни» представляют собой, в отличие от большинства работ, не полнометражную ленту, а цикл новелл, объединённых общими проблематикой, сюжетом и названием.
Тематика, в общем-то, неизменна - мелочность, превалирование материальных ценностей над духовной близостью, отсутствие какого бы то ни было доверия по отношению друг к другу, постоянное желание устраивать всяческие проверки собственным чувствам и чувствам своего спутника жизни, мстительность, домашнее насилие, эгоцентризм, в очередной и бесчисленный раз - нежелание взрослеть и нести ответственность за собственные действия, вне зависимости от возраста, желание перекладывать свою вину, свои проблемы и, что много страшнее, свои собственные комплексы на окружающих, и, что ещё более страшно - постоянное желание прощать всё что угодно, лишь бы не оказаться в одиночестве.
Что характерно - изначально казалось, что эта проблема исчерпала себе к концу восьмидесятых, однако же - нет, и сейчас она остаётся, судя по количеству сообщений о семейных скандалах, сварах и склоках, так и не приводящих к разводу, не менее, а то и более актуальной.
Что характерно ещё более - во всех подобных ситуаций никто и думать не желает о детях (ну, иногда вопрос алиментов всё же обсуждается, равно как и номинальный вопрос воспитания, но вот хотя бы немного подумать о том, каково маленькому человеку рядом с двумя, казалось бы, взрослыми людьми, которые, по всей логике, должны бы его защищать и оберегать, а на деле - они сами куда большие дети, и нуждаются в опеке, в первую очередь, от самих себя же, никто даже и не планирует).
И что уж совершенно характерно - выросшее поколение именно таких вот, по сути, никому не нужных детей, глядя на подобное и вспоминая свою собственную семью, скорее всего, выберет для себя отнюдь не этот самый предложенный Бергманом путь всепрощения, тотальной жертвенности, граничащей с мазохизмом и желания быть ну хоть с кем-нибудь, лишь бы кто-то был рядом и засыпать не приходилось одному. Подросшее поколение, что, пожалуй, даже разумно, предпочтёт отвечать только за себя самих, зная, что ежедневно не придётся себя предавать в угоду этой вот самой необходимости «иметь семью». Даже сама формулировка немного отдаёт пошлостью, что, в принципе, вполне уместно, по меньшей мере, глядя на то восприятие семейственности, которое предлагает Бергман. Уныло, скучно, пресно, однообразно, и скорее доводит до отвращения к самому себе и своим близких, нежели до ощущения этой самой эмоциональной близости и привязанности к кому бы то ни было.
И второй по значимости лейтмотив - тот факт, что специалистом по бракоразводным процессам выступает женщина, прямо признающая, что она в этой жизни никого не любила и её, в свою очередь, тоже никто не любил, не добавляет ленте оптимизма, а, напротив, показывает действительность именно в той форме, в которой она и наличествует, в принципе, да только не хотелось бы её такой видеть - взрослые люди пытаются советовать другим взрослым людям именно в тех ситуациях, в которых сами ничего не смыслят. И из раза в раз удивляются тому факту, что и к ним никто не прислушивается, и у них самих, в свою очередь, тоже особо-то ничего не выходит путного, сколько бы раз они не пытались в жизни что-то менять.
И ощущение внутренней свободы оказывается иллюзорным, и сексуальная вовлечённость спустя непродолжительное время оказывается не такой уж и важной, и одиночество - именно то чувство, от которого всеми силами и пытаются люди бежать, ощущается только лишь с удесятирённой силой.
В понимании Бергмана сам факт того, что человек находится рядом с другим человеком, несмотря ни на что, и, вопреки всему, пытается принимать его таким, какой он есть, пусть даже и в ущерб самому себе - это и есть проявление любви. Хотя по сути - это всё не более чем проявление собственной слабости.
Возможно, именно поэтому в жизни самого Ингмара и было пять разводов - если каждый раз всё повторялось примерно по такому сценарию, наскучивать это всё должно было очень быстро.
Но, если уж говорить откровенно - по всей логике, и одного раза должно было хватить для понимания. Что же касается детей - в таких условиях лучше бы, чтобы их и не было. А то выглядит это всё, как живодёрство прям с младенчества.
А смотреть - да стоит, разумеется. Особенно людям с высоконравственной системой семейных ценностей. Может, и поменяется в голове что-то. Хотелось бы, чтобы хотя бы спустя сорок с лишним лет после выхода ленты в свет что-то поменялось. Хотя бы немного....
Знаете ли вы что.... Телевариант состоит из 6 эпизодов и имеет хронометраж 283 минуты.